Авторитет родителей в воспитании детей
На что опирается родительский авторитет?
Надо помнить, что слово «авторитет» восходит к латинскому «auctoritas», которое вначале означало «суждение», «совет» и только позже — «влияние, власть», равно как и «предписание, приказание», «право» — например, право что-то сделать. Иными словами, тот, кто обладает авторитетом, разрешает, а не грозит наказанием или обещает вознаграждение. Ребенок должен быть послушным в результате соглашения с вами, а не потому, что он вам безропотно подчиняется или вы его чем-то соблазнили.
Воспитание заключается в том, чтобы научить ребенка разнице между тем, что ему делать можно, и тем, чего делать нельзя.
- Когда ребенок совсем маленький, вы можете пользоваться своим родительским авторитетом, запрещая ему трогать опасные или грязные предметы.
- В таком возрасте малыш ориентируется главным образом на взгляд взрослого и его интонацию — именно взгляд и интонация показывают ему, что можно, а чего нельзя.
- Сердиться и кричать бесполезно — вы только испугаете ребенка и добьетесь эффекта, обратного тому, который нужен: малыш ответит на ваши вопли заторможенностью или сделает вам назло.
- Ребенок признает ваш авторитет только тогда, когда прочно усвоит все запреты, а интериоризация, «присвоение» этих запретов, происходит постепенно, в ходе развития малыша.
- Стало быть, пока ваш ребенок совсем маленький, повторять ему всякий раз, что можно и чего нельзя, значит вести себя совершенно нормально. Воспитание — это повторение и терпение.
Что делать, если Ваш ребенок на все отвечает «нет»?
Для двухлетнего ребенка непризнание авторитетов — реакция самая распространенная (см. «Непослушание»). Говоря вам «нет», малыш не только проявляет себя как личность, но и подражает вашему поведению, когда вы что-то ему запрещаете. Можно сказать, что в это время сын или дочка отождествляют себя с вами, в результате чего усваивают и «присваивают» запреты.
- Тут нет никакой трагедии, и не начинайте сразу же сердиться: ребенок в конце концов сделает то, чего вы от него ждете, просто с запозданием.
- Стойте на своем, не опасайтесь того, что дитя вас разлюбит: надежность ваших слов действует на малыша успокаивающе.
Вы задумываетесь о том, не слишком ли строги с ребенком или не слишком ли терпимы?
Вероятно, из всех вопросов, которыми задаются родители, эти — самые частые.
- Авторитет родителей, родительская власть не выражаются ни в шлепках, ни в крике:кричать на ребенка и бить его совершенно бесполезно. Крики и побои начинаются тогда, когда нам кажется, что мы потеряли авторитет и ребенок нас не слышит, — это, на первый взгляд, естественная реакция для усталых, выведенных из себя родителей. Возможно, это не особенно и повредит, если не будет проявляться часто, то есть в основном мама с папой все-таки станут сдерживаться, но даже если на ребенка будут кричать и бить его совсем редко, он никогда больше не станет подчиняться ни чему, кроме силы.
- Награды «за хорошее поведение» перестали быть эффективными и воспринимаются теперь либо как попытка к чему-то ребенка склонить, либо как способ шантажа.
- Из этого следует, что послушание должно быть основано только на авторитете родителей и что не надо соблазнять ребенка никакими дополнительными льготами и привилегиями.
- Тем не менее иногда — скажем если ваш малыш хорошо себя проявил в исключительной ситуации, — можно чем-то его вознаградить.
Что делать, если ребенок все время вас провоцирует и проверяет Вашу власть над ним?
Взрослый имеет право что-то разрешать или не разрешать, его отношения с ребенком не симметричны, они не на равных.
- Нельзя становиться «зеркалом» ребенка. Если малыш заявляет, что вы злой и он вас не любит, не отвечайте ему тем же. И никогда не кусайте его, чтобы отучить кусаться!
- Не добивайтесь послушания словами, которые могут ранить ребенка или снизить его самооценку.
- Будьте для ребенка примером: идентифицируя себя с вами, он лучше усвоит правила поведения.
- Соразмеряйте свою реакцию с проблемой. Если вы простили ребенку какой-то серьезный проступок, а потом, разнервничавшись и выбившись из сил, сурово накажете его за сущую ерунду, дитя этого не поймет и станет в дальнейшем испытывать ваше терпение.
- Если ребенку незнакомы иные проявления родительской власти, чем крик, шлепки и наказания, он часто прибегает к провокациям.
- Выйти из парадоксальной ситуации, при которой, что ни предпримешь, ребенок ведет себя все хуже и хуже, можно с посторонней помощью.
Вы ощущаете, что ваш авторитет оспаривается?
Для того чтобы нормально воспитывать ребенка, нужно чувствовать себя вправе это делать, нужно знать, что ты для него авторитетен, а высказанные вслух размышления бабушек и дедушек или замечания третьих лиц иногда заставляют вас в этом сомневаться.
- Вера в себя при воспитании зависит от вашей способности абстрагироваться от чужих суждений на этот счет.
- Любой человек, которому вы доверяете ребенка: бабушка с дедушкой, воспитатели, даже отчим или мачеха — могут приобретать власть над ним и становиться для него авторитетными. Конечно же — с ограничениями и на время. И ни при каких обстоятельствах их власть, их авторитет не должны вступать в конфликт с вашими.
- Между тремя и пятью годами, то есть в период эдипова комплекса, ребенок может оспаривать авторитет родителя одного пола с ним, считая его своим соперником. В таких случаях полное согласие между родителями особенно необходимо.
По сути, единственное, что делает вас авторитетным и дает вам власть над ребенком, это ваша ответственность за его воспитание. Вы имеете право требовать от малыша послушания просто потому, что отвечаете за него. Ощущая себя ответственным за ребенка, вы не можете разрешить ему делать все, что захочется, сколько бы ему ни было лет.
Семья начало - мое начало.
Дошкольный возраст – самый благодатный период для детей, в это время закладываются духовные ценности и нравственные нормы и стереотипы.
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека.
Формирование правильных духовно-нравственных основ личности составляет одну из ведущих задач современного общества. Главным условием, обеспечивающим воспитание и формирование нравственной личности, является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Именно в семье происходит нравственное воспитание человека. И от отношения родителей к детям, от родительской чуткости, внимания и любви зависит гармония в отношениях между родителями и детьми.
Нравственное воспитание дошкольников очень важно, потому что в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению норм и требований. Ребенок, способный правильно оценивать и понять чувства и эмоции другого человека, для которого дружба, справедливость, доброта, сострадание, любовь не являются пустым звуком, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию. В дошкольном возрасте у ребенка формируются моральные оценки и суждения. Чувства позволяют человеку испытывать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств закладывается в детстве, и задача взрослых людей окружающих детей помочь в этом ребенку, добиваться, чтобы ребенок понимал какие, поступки недопустимы, какие желательны.
Родители могут влиять на развитие ребенка, организовав усвоение моральных норм, которые регулируют поведение человека в обществе. Именно поэтому родительство – это великая ответственность. От того, какие образцы заложат родители в душу ребенка, во многом зависит его дальнейшая судьба. Ребенок с детства наблюдает за отношениями между родителями, которые становятся для него образцом, положительным или отрицательным, поэтому родители должны следить за собой. Ведь ребенок учится и хорошему и плохому от родителей!
Семья - это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности.
Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает. Гармоничные отношения отца и матери, их забота друг о друге, о детях, стремление избежать ссор и предупредить конфликт, трудолюбие уважение друг к другу - все это важные предпосылки того, что - выросшие дети в такой обстановке создадут прочную, счастливую семью.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности. Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания духовности и нравственности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Есть хорошие слова «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь». И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В зависимости от типа семьи, отношений между родителями и детьми можно говорить о нравственном и духовном воспитании в семье. Существует традиционная классификация взаимоотношений, согласно которой выделяют три вида семейных взаимоотношений - авторитарный, демократический и попустительский.
Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, которые стремятся подавить волю ребенка. Взрослые не обращают внимания на индивидуальные черты ребенка, который впоследствии вырастает безынициативным, у него нет самостоятельности и творческой жилки.
При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых о детях. Родители пользуются авторитетом детей, основанным на доверии. Такие дети более раскрепощены и непосредственны в общении.
При попустительском стиле родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей, в результате чего дети растут сами но себе. Над детьми нет контроля и они представлены самим себе, что не самым лучшим способом сказывается на их нравственном воспитании. Дети растут недисциплинированными.
Духовно – нравственный портрет дошкольника:
- Добрый, не причиняющий зла живому
- Честный и справедливый
- Любящий и заботливый
- Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
- Творящий и оберегающий красоту мира
- Стремящийся к знаниям
- Смелый и решительный
- Свободолюбивый и ответственный
- Самостоятельный и законопослушный
- Трудолюбивый и настойчивый
- Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
- Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
- Патриотичный (готовый поступиться своими интересами)
раскрыть » / « свернуть